Мастера обнажённой натуры
Опубликовано 12 Nov 2000. Автор: Олег и Ирина Фетисовы
Волнующие линии божественного женского тела, пушистые локоны цвета спелой пшеницы, бездонные глаза, чуть приоткрытые влажные губы, холеная загорелая кожа, исполненный страсти взгляд… Как прекрасны эти чувственные незнакомки, страстно взирающие на нас с глянцевых обложек “Плейбоя”! “И где только находят таких сексапилок?” – всякий раз думаем мы, восхищенно рассматривая очередную фотографию эдакой Богини Секса и Страсти. В эти моменты мы, распаленные рассматриванием аппетитных форм прекрасной модели, даже не задумываемся о том, что за каждым таким снимком стоит кропотливая работа профессионального фотографа, опытных стилистов и визажистов, мучительные эксперименты с позированием, тонны макияжа и километры фотопленки…
Настоящее эротическое фото – это, безусловно, искусство. Искусство с большой буквы. Это застывший момент красоты, маленькая тайна, чувственный психологизм и… капелька мистичности. Это как взгляд милой незнакомки, случайно оглянувшейся вам всед. Та же искорка чувственности, тот же нюанс, та же загадка.
“Эротическое искусство неутилитарно, самоценно, он исследует человеческий мир, открывает в нём новые грани,” – писал И. С. Кон. Трудно с этим не согласиться. Спросите мастера эротического фото, и он, наверняка, вам ответит, что каждое фото для него – это частичка самого себя, момент самовыражения, сиюминутная попытка приоткрыть занавес над вселенской тайной, именуемой чарующе-волшебным словом – “Женщина”.
Здесь мы, конечно, имеем в виду не пикантные любительские фото, “ради прикола” отснятые обычной “мыльницей” на квартире какого-нибудь Сашки-порнографа. “А что, Светка, давай тебе порностраничку откроем в инете?” “Давай, Сашка-порнограф! Я девка – хоть куда!” “Ложись, Светка, на диван, раздвигай пошире ноги, а я из тебя модель делать буду! Гы-гы!” Нет, это всё пустое, дико-пищерное, первобытное, примитивное.
И не о том идёт речь. Мы говорим о таких талантах, как Jan Saudek, чьи эротические фотошедевры завораживают своим тонким психологизмом, недосказанностью, интригой. Мы говорим о John Santerineross, настоящем гении эротического фото, чьи работы буквально окутывают сознание мистикой, загадкой, тайной абстрагирования. Мы говорим о творчестве Deian Dizdar, о его умении чувствовать аспект, момент, пробу, линию, нюанс. “Капелька воды на груди женщины мне говорит больше, чем полное изображение самой женщины” – любит повторять он. Мы говорим об Ahura Azan и его излюбленной манере экстравагантной и яркой деталью, как бы вырванной извне, подчеркивать “изюминку” женского тела…
Быть мастером эротического фото – это, наверное, призвание. Для этого, прежде всего, нужно быть Мужчиной. Мужчиной, не просто видящим в Женщине женщину, но чувствующим её каждым своим нервом, каждой своей клеточкой.
Многие совершенно убеждены в том, что привлекательность эротического фото целиком и полностью зависит от модели. “Если девушка красива, она и на фото будет очаровашкой. Красоту не скроешь!” Это не совсем так. Здесь многое, если не всё, зависит от профессионализма фотографа…
…“Ириш, Олеж, слушайте, я тут в конкурсе фотомоделей участвую. Будьте добры, загляните вот на эту страничку в инете, проголосуйте за меня!”, – мило проворковала наша приятельница, тем самым повергнув нас в легкое состояние шока. “Ты?! Моделью?” – не сдержали эмоций мы. Вот это финт! Рыженькая, конопатенькая, неказистая… Ну вылитая морковка! “Тени исчезают в полдень” – единственное, что приходит в голову при виде такой “модели”. Ну что тут поделаешь? Подруга есть подруга. Надо проголосовать. Каково же было наше удивление, когда мы, зайдя на ту самую страничку, обнаружили в образе нашей “морковки” шикарную рыжеволосую девушку-вамп! “Да ладно, никакая я не “вамп”. Это просто фото. Фото профессионала. Он нашел мой образ. Вот и всё!” – смеясь, объясняла потом наша “фотомодель”…
Съемка обнаженной натуры – процесс творческий и сугубо индивидуальный. Работая с одной моделью, фотограф старается запечатлеть её нарочитую сексуальность, с другой – подчеркнуть какие-то личностные качества или наиболее притягательную деталь тела, с третьей – уловить какое-то мимолетное состояние. При этом важно почувствовать на интуитивном уровне, как, в каком образе натурщица будет смотреться наиболее выигрышно, под каким “соусом” её лучше преподнести. А это, согласитесь, совсем непросто!
А какой же творческий процесс без вдохновения? Безусловно, девушка должна вдохновлять фотографа, стать на какое-то время его музой, объектом воздыхания и обожания. При этом почти не имеет значения тот факт, насколько привлекательна, в соответствии с общепринятыми представлениями о красоте, модель. Нередко, не совсем совершенная с точки зрения телосложения, натурщица может передать смотрящему на её фото очень сильное впечатление. Вы, наверное, замечали, что иные привлекательные лица на готовых фотографиях кажутся пустыми и незначительными, в то время как другие, возможно, менее привлекательные, выглядят на фото чрезвычайно эротичными, исполненными секса и внутренней гармонии. “В ней что-то есть, есть что-то особое, чего нет в других женщинах!” – говорим мы о таких очаровательных девушках, с интересом рассматривая их пикантные фотографии. Таким образом, внешность модели является решающей лишь в определенной степени. Гораздо более значимым оказывается то воздействие, которое оказывает девушка на фотографа.
Рассматривая эротические фото сексапильных красоток, мы всякий раз подмечаем пропорциональность их холеных тел, возбуждающую гармонию форм, укладывающуюся в известную формулу “90-60-90”. И только настоящие фотографы знают, как это сложно и кропотливо – буквально “слепить” из девушки то, что хочет увидеть в ней придирчивая публика. В ход идут тонны макияжа, бесконечные варианты позирования, игра света и тени, смягчающие фильтры, выбор оптики, продумывание оптимальной точки съёмки и подходящего фона, фиксация на более притягательной детали и т.д. и т.п.
А теперь на секунду представьте себе процесс фотосъёмки в студии всеми любимого “Плейбоя”. Представляете себе, что это такое? Шоу. Настоящий спектакль, в котором, помимо фотографов, задействованы команда стилистов и группа визажистов, море ассистентов и десятки моделей. Добавьте сюда километры фотопленки формата от 35-миллиметровой до широкоформатной 13×18, множество источников света, богатый антураж… Съёмка “Девушки месяца” идет… около месяца. На фотографию плаката уходит… неделя. Безусловно, руководит всей этой кухней Его Величество Фотограф. И если он в один прекрасный день, неожиданно для всех, вскрикивает: “Инсайт! У меня инсайт! Я вижу Её сидящей на стуле в стиле “ампир” во французском корсете от Дольче и Габанна. Только так и никак иначе!” – в поисках этого самого стула гонцы облетят полмира и приползут к Дольче и Габанна на коленях, вымаливая за любые деньги тот самый корсет, который пригрезился Его Величеству Фотографу.
Эротическая съёмка – дело хитрое и кропотливое. Здесь важен каждый нюанс, каждая мелочь. Вплоть до того, что модели, снявшие узкую и тесную одежду, должны какое-то время походить “в чём мать родила”. Зачем? А затем, что покрасневшие полосы и пятна от только что снятой одежды дают намек на то, что модель раздетая. Девушка не должна быть раздетой. Это грубо и неэротично. Она должна быть обнаженной. Чувствуете разницу?
Только после этого модель “приводят в порядок”, накладывая на неё столько грима, сколько обычная среднестатистическая женщина тратит за два-три месяца ежедневного макияжа (включая утренний и вечерний). А что делать? Народ жаждет видеть красотку. А красота, как известно, требует определенных жертв и затрат.
А затем начинается поиск. Творчество. Работа, которую работой назвать сложно. Скорее, это поэма. Фотограф знает всё: какой напряженный или расслабленный мускул подчеркивает ту или иную деталь, удлиняет, поднимает или опускает определенную часть тела, как могут меняться формы тела благодаря смене положения и позы, в каких случаях определенные группы мускулов при определенном освещении вызывают конкретную тень и многое другое, о чём мы даже и не догадываемся.
Здесь значимо всё. Фотограф знает, что пышнотелых моделей нужно фотографировать, подавая часть света снизу и располагая камеру чуть ниже груди. В противном случае женские округлости будут похожи вовсе не на округлости, а на отвисшие мешки. Совсем иные правила диктует работа с худенькими девушками: модель с небольшим бюстом выглядят более эротично при слегка опущенных и незаметно выдвинутых вперед плечах. А что делать в том случае, если животик у модели вовсе не животик, а простите, живот, уже отреагировавший известным образом на неразумные привычки в еде и недостаток движения? Здесь тоже есть свои хитрости. Самая простая из них – модель просят прогнуться. Тотчас исчезают складки, а живот становится гладким и натянутым. Чтобы бедра модели казались уже, используется игра света и тени: свет направляется так, чтобы освещался только один контур бедра, в то время как другой исчезал в тени. Если это из художественных соображений невозможно, то бедра располагают несколько сбоку от фотокамеры.
Нюансы, поиск образа, творчество, работа над индивидуальностью… И вот они перед вами, пьянящие взгляд и будоражащие кровь, пикантные фото очаровательных красоток! “Фи! – печально промолвит иной читатель. – А я-то думал, эти девчонки реально такие славные! А тут, оказывается, фотографы да косметологи постарались!” Ну почему же сразу “фи”? Просто у настоящих мастеров эротического фото такая работа – создавать из женщины Божественную Сексапилку, ласкающую взор и приводящую в боевую готовность известные части тела. Вы ж этого хотели? Что ж, как говорится, получите и распишитесь!